С появлением Единых информационно-расчетных центров долги населения перед поставщиками услуг стали сокращаться. Прежде всего, это связано с прозрачностью платежей и удобством заполнения Единого платежного документа. На протяжении нескольких лет наш район уверенно входит в тройку лидеров Южного округа по собираемости платежей от населения.
Помимо расчетов с населением Центр выполняет еще несколько важных функций. Данные ЕИРЦ используются для переписи населения и проведения выборных кампаний. Появилась возможность получать необходимые сведения о временно зарегистрированных гостях столицы и россиянах, приехавших из провинции и из стран СНГ. Эта же информационная база применяется и для обмена паспортов, для адресной помощи жителям Чертанова Центрального. С недавних пор под строгий учет попали все должники по квартплате.
«Должники — особая категория, — говорит начальник ЕИРЦ Л.А. Борзенкова, — к каждому нужно найти индивидуальный подход, понять причины, по которым человек не платит за квартиру. Неплательщиков можно разделить на три основные группы: одни не могут платить из-за трудного материального положения, другие владеют жилой площадью, значительно превышающей социальную норму, третьи — злостные неплательщики, их еще называют «должниками по убеждению». Существует много методов убеждения и взыскания задолженностей, подача исков в суд — крайняя мера, и мы намерены применять ее только в отношении самых злостных должников, которые не платят за услуги более шести месяцев». Тем не менее сейчас в судах находится 352 дела — с нерадивых квартиросъемщиков и владельцев жилья власти пытаются взыскать около 22 млн. рублей.
В скором времени в районе Чертаново Центральное намерены внедрить опыт коллег из соседних округов. Там на информационных стендах и на студиях кабельного телевидения постоянно размещается информация, касающаяся вступившего в силу нового Жилищного кодекса. Согласно статье 90 Кодекса, в случае если оплата жилья по договору социального найма жилого помещения не осуществляется в течение шести месяцев, наниматель и проживающие с ним члены семьи подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением им жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в пределах норм площади общежития.
Еще одна мера, которую используют коллеги Л.А. Борзенковой в Северо-Восточном административном округе, — непрерывный автодозвон. ЕИРЦ будет передавать фирме номера телефонов должников, а компьютер станет дозваниваться неплательщикам. Сначала один звонок в день, затем — раз в час, если и это не подействует — то непрерывно. Текст аудиоролика предполагается сделать предельно вежливым и корректным, например: «Здравствуйте, дорогие друзья. Вы помните, что ваш долг за квартиру превысил 30 тысяч рублей? Советуем вам погасить его в течение недели, иначе это сообщение будет приходить к вам постоянно».
Справедливо ли такое наказание? В ЕИРЦ считают, что вполне. «Среди должников практически нет пенсионеров и малообеспеченных жителей, — говорит Л.А. Борзенкова, — практически все они пользуются правом на получение субсидии, и их квартплата составляет небольшую, а иногда и вовсе символичную сумму. Практика показывает, что самую многочисленную группу неплательщиков составляют граждане, сдающие свои квартиры приезжим, а также состоятельные люди, которым просто некогда заниматься подобными «мелочами». Наша основная задача — не запугать и даже не пристыдить жителей, а сподвигнуть должников взяться за решение проблемы: прийти в ЕИРЦ, получить квитанцию и погасить хотя бы часть долга».
М. Неделина